Профессиональное выгорание педагогов
План работы
- Цели и задачи занятия;
- Актуализация темы;
- Профессиональное и личное в нашей жизни. Выполнение практического упражнения, иллюстрирующего их соотношение;
- Знакомство с понятием «Профессиональное выгорание», его стадиями;
- Самодиагностика проявления признаков выгорания, выделение видов симптомов;
- Удовлетворение профессиональной деятельностью (работа в мини – группах), индивидуальные и организационные факторы;
- Рефлексия;
- Приемы саморегуляции;
- Притча – напутствие;
- Глоссарий;
- Литература;
- Приложения.
Цель: повышение уровня компетентности педагогов по вопросу «профессионального выгорания».
Задачи:
- Познакомить преподавателей с понятием «Профессиональное выгорание педагогов», симптомами его проявления, причинами, способами профилактики;
- Выработать навыки: Самостоятельного тестирования уровня нервно – психического напряжения, самостоятельного снятия стрессовых ситуаций;
- Развить способности преодолевать психические барьеры и формировать умения обеспечивать оптимальное психофизиологическое состояние для выполнения задач.
Актуализация темы
Представьте себе такую ситуацию – вам нравится работа, коллектив хороший, вами довольно начальство и денег, вроде бы, достаточно, а если нет, то, по крайней мере, зарплату мы получаем без задержки. Вроде бы работать и работать.
Однако не все так просто. Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично. Но вы ощущаете усталость, депрессию, не хочется идти на работу, ничего не хочется. Выходные для вас – пытка, но поход на работу в понедельник еще большая пытка. Вы как будто плаваете кругами по совершенно замкнутому пространству.
Иногда вы можете испытывать вялость или апатию, вам может вдруг стать все равно, как вы работаете. Все ваши принципы, все ваши идеалы и цели могут вдруг показаться глупыми и незначительными
За годы работы мы эмоционально, умственно и физически истощается, чувствуем опустошенность и усталость. Некоторые начинают работать не в полную силу. Другие начинают сомневаться в своей компетентности. Особенно это актуально сегодня. Ведь каждый день несет массу новообразований. Часто бывает просто трудно понять, «к чему мы идем и для чего все это делается». К этому нужно добавить интенсивное общение с учениками и коллегами, постоянно возрастающий объем выполняемой работы.
Не секрет, что психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему. Многие педагоги после некоторых лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, выраженное неврозами, сердечно – сосудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета.
По причине хронического переутомления преподаватель становится не готовым к позитивному принятию нововведений, повышению собственной профессиональной компетентности.
Почему это происходит? Почему работа не приносит радость и чувство удовлетворения? Оказывается, на это есть простой ответ – это профессиональное выгорание. Прежде чем дать определение, что же такое профессиональное выгорание, давайте разберемся, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Преподавателям предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время, находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? По результатам упражнения приоритетным направлением является профессиональная деятельность, на которую тратится большая часть психической энергии. Это и является непосредственной причиной, приводящей к синдрому профессионального выгорания.
Что имеем?
Идеальное соотношение
Комментарии: это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Есть целый ряд профессий, которые чреваты таким синдромом:
- Врачи;
- Учителя;
- Психологи;
- Менеджеры;
- Многие другие, принадлежащие к системе «человек – человек».
Риску выгорания также подвержены:
- Люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
- Стремящиеся к непременному успеху;
- Не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
- Уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать ту или иную работу.
Синдром профессионального выгорания имеет свои стадии и начинается настолько тихо и незаметно, что не каждый психолог его определит.
Первая стадия:
- Начинается приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
- возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: « Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
Вторая стадия:
- появляются негативные чувства к коллегам и студентам, неадекватные эмоциональные реакции;
- наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении;
- повышается раздражительность, человек заводится с «пол-оборота».
Третья стадия:
- больше нет сил, воли, эмоций; один ум, но работа на автопилоте;
- человек стремится к уединению.
Каждый из педагогов может проанализировать, есть ли у него симптомы выгорания.
Интересно ли вам узнать, есть ли у вас такие симптомы?
Упражнение «Поле самодиагностики» (приложение 1)
Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. Преподавателям предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.
Таблица разделена на 4 части по видам симптомов. После заполнения таблицы преподавателям предлагается их определить. Далее обращается внимание на самостоятельное выделение того типа симптомов, в разделе которого наибольшее число закрашенных клеточек – это проблемная зона.
По результатам исследования методом тестирования, в котором приняли участие 20 преподавателей училища, было выявлено, что наиболее выраженными группами симптомов профессионального выгорания у испытуемых являются:
- физиологические – 173 балла
- поведенческие – 126 баллов
- когнитивные – 109 баллов
- аффективные – 81 балл
Из физиологических симптомов самыми выраженными являются:
- Усталость, быстрая физическая утомляемость – 35 баллов
- Обострение хронических заболеваний – 31 балл
- Нарушение сна – 27 баллов
- Длительно текущие незначительные недуги – 26 баллов
В поведенческих симптомах преобладают:
- Нежелание заполнять документацию – 48 баллов
- Сопротивление выходу на работу – 26 баллов
- Формальное исполнение обязанностей – 20 баллов
Из когнитивных симптомов можно выделить:
- Озабоченность собственными проблемами – 35 баллов
- Сомнения в полезности работы – 16 баллов
- Мысли о смене профессии, уходе с работы – 17 баллов
- Рассеянность, слабая концентрация внимания – 16 баллов
Среди аффективных симптомов наибольшую выраженность имеют:
- Повышенная раздражительность – 24 балла
- Подавленное настроение – 17 баллов
- Бессилие, эмоциональное истощение – 14 баллов
Комментарии: существует точка зрения на симптомы сгорания как внешнее проявление некоторых естественных процессов, происходящих в человеке во время его работы. Имеется в виду отношение к симптомам сгорания как сигналам, идущим их внутренней среды в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным». В какой – то мере эти сигналы помогают человеку узнать о том, что с ним происходит.
Важный профессиональный фактор, имеющий тесную связь с выгоранием – удовлетворенность трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение – чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у педагогов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Упражнение «Удовлетворение профессиональной деятельностью» (работа в мини – группах):
Преподавателям предлагается составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности. Представить их для записи на доске.
В результате выполнения данного упражнения мы выяснили, что в данном коллективе преобладают внешние причины (барьеры), такие как:
- Транспорт
- Слишком большой объем документации
- Дефицит времени
- Материальная неудовлетворенность
- Недостаточная мотивация студентов к учебе
Упражнение «Чему Я научился» (рефлексия)
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
- Я научился...
- Я узнал, что...
- Мне понравилось...
- Самым важным для меня было...
- Мне не понравилось...
Вам предлагается сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на листе бумаги.
Анализ данного упражнения
Занятие действительно явилось актуальным для преподавателей. Участники в ходе занятия:
Научились:
- освобождаться от проблем;
- самодиагностике;
- релаксировать;
- методам диагностики профессионального выгорания.
Узнали:
- много нового и интересного о саморегуляции;
- что такое синдром профессионального выгорания;
- о стадиях выгорания;
- что еще не выгорели профессионально;
- о способах избавления от эмоционального выгорания;
- о состоянии здоровья.
Понравилось:
- общение с коллегами;
- исследование значения разных сфер жизни для преподавателей;
- атмосфера творчества;
- тема данного занятия;
- проведение занятия в активной и живой форме.
Были также даны рекомендации:
- проводить такие занятия – тренинги чаще;
- чтобы занятия были продолжительнее, это даст возможность преподавателям пообщаться.
Советы о способах регуляции
- никогда не страдайте в одиночку;
- примите теплый душ, расслабьтесь и дайте волю слезам;
- тщательно проанализируйте ситуацию – там, где нет выхода, должен быть вход;
- трудотерапия;
- спите, когда хочется и сколько хочется;
- помогает частое мытье рук;
- пройдите курс массажа.
Упражнение «Посещение зоопарка»
Преподавателям предлагается встать в круг друг за другом. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.
- В зоопарке утро; служащий чистит граблями дорожки (движение пальцами по спине вверх – вниз);
- Затем он открывает ворота зоопарка ( ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника);
- Приходят посетители (пальцами «бегать» по спине);
- Они идут к жирафам и смотрят, как те радостно прыгают (хлопки);
- Рядом клетка со львами, им раздают корм, и львы с жадностью едят его (мять шею и лопатки);
- Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду ( медленно провести ладонями вниз по спине);
- Рядом находится клетка со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину);
- А сейчас посетители идут в террариум к змеям; змеи медленно ползают по песку (делать движения, похожие на ползанье,ладонями);
- Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду ( коротко и сильно щипать руки и ноги);
- А теперь прилетели колибри в гнездо и устраиваются там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
А сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейки(кончиками пальцев пробежать снизу вверх по спине и положить руки на плечи.
История - напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?», - спросил он. «Действительно, глупо», - ответил путник, - но я до сих пор не замечал их». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?», - поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим!» Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника. «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути» С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце.
Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из – за него шел, сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей, он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Заключение
Синдром профессионального выгорания - это процесс, развивающийся во времени. Начало выгорания лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.
В работе по профилактике нервно – психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успех дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда; надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А нет – и суда нет, как говорят в народе.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу изменить, и ум – отличать одно от другого».
Я благодарю Вас за занятие и желаю только прекрасного самочувствия!
Глоссарий
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Эмоциональное истощение – чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у педагогов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Релаксация – снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Рефлексия – размышление человека, направленное на рассмотрение самого себя и собственной активности.
Список литературы
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
- Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов.
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов.
- Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие., Самара, 2002 г.
Приложения
Чтобы скачать приложения нажмите ЗДЕСЬ