Персональный сайт
Межениной Аллы Владимировны
Преподаватель Меженина Алла Владимировна

Период грудного возраста. Функция «Если» в Excel.

Данное учебно – методическое пособие по теме «Период грудного возраста» в ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий» МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение и по теме «Функция «Если» в Excel в ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности предназначено для студентов.

Методическое пособие создано с целью оказания помощи студентам при самостоятельном изучении данной темы. Актуальность создания данного пособия вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из – за большого объема информации в учебной литературе.

В методическом пособии уделяется внимание проведению оценки физического развития ребенка грудного возраста и применению программы Excel для этой оценки.

С целью оптимизации восприятия по данной теме в информационном блоке помещен опорный конспект, глоссарий. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы медицинская сестра должна обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

Материалы данного пособия могут применяться при самоподготовке к занятию по данным темам, при выполнении студентами самостоятельной работы и для подготовки к последующим занятиям.

При проведении занятия с применением учебного материала данного методического пособия мобилизуются знания студентов, полученные при изучении дисциплин ОП.02.«Анатомия и физиология человека», ОП.09.«Психология», ПМ 04. «Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности».

Содержание методической разработки:

  • Тип занятия: практическое
  • Продолжительность занятия: 90 минут
  • Место проведения: кабинет информатики
  • Методист: Меженина А. В.

Методический блок

Актуальность темы

Данная тема занятия требует особенного внимания. Это объясняется тем, что масса и рост ребенка являются отражением общего благополучия его организма. Любые же отклонения от нормы свидетельствуют о проблемах либо во вскармливании и уходе за ребенком, либо о серьезном заболевании внутренних органов.

УчебникиКаждый медицинский работник должен уметь проводить антропометрические измерения, оценивать физическое развитие детей различных возрастных групп, пользуясь специальными таблицами.

Важность данной темы определяется еще и тем, что обычная антропометрия позволит заподозрить такие серьезные заболевания как гипотрофия и ожирение. Нелеченная гипотрофия может привести к серьезным нарушениям общего развития ребенка, а иногда и к смерти.

Серьезным заболеванием является и ожирение, уже сейчас оно превратилось в грозную социальную проблему, требующую немедленного разрешения. Наиболее тяжелым течением и наибольшим избытком веса отличаются именно те случаи ожирения, которые начались в детстве.

Поэтому задачей медработников является строгий контроль за параметрами физического развития и своевременное выявление нарушений во вскармливании и уходе за ребенком, особенно в раннем возрасте.

Рекомендации по работе с методическим пособием

Методическое пособие содержит цели, отражающие умения и знания, которыми должен обладать студент по окончании работы с пособием. В глоссарии термины представлены по мере их появления при изложении темы.

Блок контроля включает следующие компоненты:

Материалы данного пособия могут использоваться студентами для подготовки к занятиям по другим темам и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Мотивация темы

Изучая ту или иную тему, Вы часто задаетесь вопросом – а как это может нам пригодиться в будущем, в профессии медицинской сестры? Возможно, Вам даже наскучил ответ: «Чтоб стать всесторонне развитым человеком и высококвалифицированным специалистом». Возможно, в конце занятия и прочитав до конца данное методическое пособие, Вы сами найдете ответ на данный вопрос.

Сова с учебникомТему этого занятия «Функция «Если» в Excel» постараемся раскрыть максимально приближенно к вашим, уже полученным, знаниям по МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение, что даст Вам подлинное ощущение того, что без этих знаний Вам не обойтись в дальнейшей работе.

На данном занятии мы продолжим изучение особенностей физического развития детей первого года жизни. Мы познакомимся с правилами расчета массы и роста ребенка в различные возрастные периоды, выявим закономерности физического развития детей грудного возраста.

Особое внимание уделим вопросу нарушения физического развития. Это очень важная проблема на сегодняшний день. Медицинские работники с большой тревогой наблюдают за развитием дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем у детей раннего возраста, но недостаточно внимательно следят за его физическим развитием. А ведь даже небольшие отклонения в нарастании массы, длины тела могут привести к серьезным последствиям и могут свидетельствовать о серьезных нарушениях в других системах организма. Кроме того, многие недостатки физического развития можно легко устранить именно в детском возрасте, а позже они могут послужить причиной инвалидности человека.

Цели занятия

В результате освоения междисциплинарного курса студент Должен уметь:

Должен знать:

Обучающая:

Развивающая:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий

Воспитательная:

Оснащение занятия

Материально – техническое оснащение:

Раздаточный дидактический материал:

Средства контроля:

Междисциплинарные связи

Междисциплинарные связи

Хронокарта занятия

Этапы занятияКод формируемых компетенцийВремя
1. Организационный момент ОК1; ОК7 2 мин
2. Определение целей занятия. Мотивация темы 5 мин
3. Определение исходного уровня знаний:
Задание «Установи соответствие» признаков доношенного и недоношенного плода на интерактивной доске;
Адресация при копировании формул в Excel
ОК4; ОК5; ОК6; ОК7 8 мин
4. Методические рекомендации к проведению самостоятельной работы.
«Правила расчета показателей физического развития по формулам»;
Функция «Если» при создании формулы в Excel
ОК2; ОК4; ОК5; ОК6; ОК7; ПК.1.1 20 мин
5. Самостоятельная работа студентов – решение ситуационных задач на компьютере в программе Excel ОК2; ОК6; ОК12; ПК1.1 30 мин
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – заполнение таблицы «Изменение длины тела ребенка на первом году жизни» ОК4; ОК5; ОК6; ОК7 10 мин
7. Рефлексия. Подведение итогов занятия ОК1; ОК3; ОК6; ОК7 10 мин
8. Домашнее задание ОК1; ОК4; ОК5; ОК8 2 мин
Итого 90 мин

Информационный блок

Опорный конспект

Уважаемый студент! Вам предлагается опорный конспект для аудиторной работы.

Данный материал способствует освоению общих компетенций:

При возникновении трудностей в понимании терминов обратитесь к терминологическому словарю.

Терминологический словарь

Рост – количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта.

Развитие – качественные изменения тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение.

Период грудного возраста – период от 1 месяца жизни до 12 месяцев.

Антропометрия – система измерения человеческого тела и его частей.

Полурост – ½ роста.

Рост и развитие – главные индикаторы состояния здоровья детей. Контроль за физическим развитием ребенка имеет не только физиологическое, но и медицинское значение. Физическое развитие следует оценивать по ряду измеряемых показателей: длина, масса тела, толщина кожных складок, окружность головы, груди.

Определение физического развития проводится в эпикризные сроки.

Оценка физического развития проводится в следующей последовательности:

  1. измерение и взвешивание
  2. оценка конституциональных особенностей телосложения
  3. оценка каждого показателя отдельно и в совокупности
  4. определение дальнейшей тактики наблюдения за ребенком

Измерение роста проводится горизонтальным ростомером у детей до года; окружность грудии головы – мягкой сантиметровой лентой; вес – измеряется на чашечных или электронных весах до 2 лет.

Рост ребенка после рождения

Оценка длины тела имеет особое значение, так как отражает уровень пласти-ческих процессов и зрелости организма.

Длина тела ребенка первого года жизни рассчитыва¬ется исходя из ежемесячных и ежеквартальных измере¬ний.

В первые 3 мес рост увеличивается на 3 см ежеме¬сячно, во II квартале — на 2,5 см, в III — на 1,5 см, в IV — на 1 см. Таким образом, за I квартал ребенок вырастает на 9 см, II — на 7,5 см, III — на 4,5 см, IV -на 3 см.

Выделяют два периода ускоренного роста, или вытя¬жения.

Период первого ускорения роста наблюдается у мальчиков старше 5,5 года, а у девочек — после 6 лет.

Период повторного повышения скорости роста происходит у мальчиков от 13,5 до 15,5 года, у девочек — в возрасте 10—12 лет. У мальчиков рост прекращается в среднем к 17,5 года, у девочек заканчивается в возрасте 16 лет.

Масса тела после рождения

Масса тела является более лабильным показателем, чем рост, который срав-нительно быстро изменяется под влиянием различныхвнутренних и внешних причин. Ориентировочное определение массы тела на первом году жизни проводится по одной из формул.

Масса тела ребенка:

Окружность грудной клетки

Является одним из ос¬новных антропометрических показателей для анализа из-менений поперечных размеров тела. Этот показатель от¬ражает степень развития как грудной клетки, так и мы¬шечного слоя и подкожной основы на груди.Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32— 34 см, она на 1—2 см меньше окружности головы. В 2— 3 мес показатели окружности груди и головы выравни¬ваются, а затем скорость увеличения окружности груд¬ной клетки опережает рост окружности головы. Для ориентировочной оценки развития грудной клетки у детей существует ряд формул.

Окружность головы

Измеряется практически у всех детей и является неотъемлемым компонентом медицин¬ского контроля за физическим развитием детей. Размеры окружности головы подчинены общим закономерностям биологического развития ребенка. Кроме того, нарушение роста костей черепа может быть отражением, а также причиной развития патологических состояний (микро-и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34—36 см. Она увеличивается быстро в первые месяцы и годы жизни и более медленно после 5 лет. Ориентировочно окружность головы ребенка мож¬но оценить по специальным формулам.

Окружность головы ребенка:

Закономерности нарастания физических показателей ребенка на 1-м году жизни

Масса тела рассчитывается по формуле:

I полугодие - mд = mр + 800 г * n

II полугодие - mд = mр + (800 * 6) + 400 * (n – 6)

Длина тела (рост) - рассчитывается по прибавкам за квартал и за каждый месяц:

I кварталпо 3 см каждый месяц;

II кварталпо 2,5 см каждый месяц;

III кварталпо 1,5 см каждый месяц;

IV кварталпо 1 см каждый месяц.

Функция «Если» в Excel

В Excel предусмотрены логические функции, которые предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий. Рассмотрим функцию ЕСЛИ которая является функцией условного выражения и используется при проверке условий для значений и формул.

В «Алгоритмизации» используются служебные слова при построении выражения:

При построении блок схем функция выглядит таким образом

функция если в exel

Функция ЕСЛИ (IF) в Excel имеет следующий синтаксис:

ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

Лог_выражение — любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Например, ЕСЛИ(А1>3;10;20) Эта формула возвращает значение 10, если значение в ячейке А1 больше 3, а в противном случае - 20.

Логические выражения используются для записи условий, в которых сравниваются числа, функции, формулы, текстовые или логические значения. Любое логическое выражение должно содержать по крайней мере один оператор сравнения, который определяет отношение между элементами логического выражения.

Ниже представлен список операторов сравнения Excel

Для создания более сложных проверок в качестве аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь можно использовать до 64 вложенных функций ЕСЛИ.

Результатом логического выражения является логическое значение ИСТИНА (1) или логическое значение ЛОЖЬ (0).

В качестве аргументов функции ЕСЛИ можно использовать другие функции. В функции ЕСЛИ можно использовать текстовые аргументы. Например:=ЕСЛИ(А1>=4;"Зачет сдал";"Зачет не сдал")

Можно использовать текстовые аргументы в функции ЕСЛИ, чтобы при невыполнении условия она возвращала пустую строку вместо 0. Например:=ЕСЛИ(СУММ(А1:А3)=30;А10;"")

Аргумент логическое_выражение функции ЕСЛИ может содержать текстовое значение. Например:=ЕСЛИ(А1="Спартак";10;290)

Блок практических манипуляций

Техника измерения массы тела на электронных весах

Техника измерения массы тела на электронных весахЦель:

Оснащение:

Обязательное условие - взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.

Этапы

1. Подготовка к процедуре

2. Выполнение процедуры

3. Завершение процедуры

Техника измерения роста

Цель: определение роста, контроль динамики роста.

Оснащение:

Этапы

1. Подготовка к процедуре

2. Выполнение процедуры

Техника измерения роста ребенка

Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте.

3. Завершение процедуры

Правила расчета показателей физического развития по формулам

Уважаемый студент! Вам предлагается создать таблицу, которая при помощи функции «ЕСЛИ» будет производить расчет показателей физического развития ребенка до года по формулам долженствующей массы и роста. После этого решить ситуационные задачи и заполнить таблицу по изменению массы и роста от рождения до 12 месяцев.

Алгоритм выполнения практической работы на ПК

1. Откройте электронную таблицу MS Excel. Заполнить ячейки, как показано на рисунке.

Пример заполнения ячеек в exel

2. Создайте Выпадающий список месяцев от 0 до 12.

Пример заполнения ячеек в exel

3. Записать формулу в ячейку долженствующей массы и нажать Enter.

Пример заполнения ячеек в exel

4. Подставить значения из ситуационных задач своего варианта.

Требования к выполнению работы:

  1. Установка горизонтальной ориентации листа.
  2. Наличие подстрочных символов в тексте.
  3. Использование элементов границы и заливки ячеек.

Ситуационные задачи

Задача 1

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком З-х месяцев.Девочка находится на грудном вскармливании.Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.Ребёнок спокоен,выдерживает промежутки между кормлениями, мочеиспускание не нарушено, стул 2 раза в сутки,нарушенийпо органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребёнка, если масса при рождении - 3400 г, длина тела при рождении - 53 см

Задача 2

Вы совершаете патронаж к грудному ребёнку. Девочке 5 месяцев, находится на искусственном вскармливании, мама кормит ее молочными кашами, не соблюдая интервалов между кормлениями, по желанию ребенка. Состояние ребёнка удовлетворительное, сон спокойный, подкожно-жировой слой развит достаточно,изменений по органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребенка, если масса при рождении - 3800г, длина тела при рождении - 55 см.

Задача 3

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 6 месяцев для прове¬дения профилактической прививки. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет. Проведены антропометрические измерения: масса-8300г, рост-67 см.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-4300г, длина тела при рождении-55 см.

Задача 4

Вы совершаете патронаж к грудному ребёнку.Девочке2 месяца, находится на искусственном вскармливании,мама кормит ее молочными кашами, не соблюдая интервалов между кормлениями, по желанию ребенка. Состояние ребёнка удовлетворительное, сон спокойный, подкожно-жировой слой развит достаточно,изменений по органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребенка, если масса при рождении – 3700г, длина тела при рождении – 52 см.

Задача 5

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 4 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет. Проведены антропометрические измерения: масса-7300г, рост-67 см.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3900г, длина тела при рождении-56 см.

Задача 6

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком месячного возраста.Девочка находится на грудном вскармливании.Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.Ребёнок спокоен,выдерживает промежутки между кормлениями, мочеиспускание не нарушено, стул 2 раза в сутки,нарушенийпо органам не выявлено.

Рассчитайте, какой вес и рост должны быть у данного ребёнка, если масса при рождении – 4200 г, длина тела при рождении – 54 см.

Задача 7

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 7 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3100г, длина тела при рождении-52 см.

Задача 8

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 8 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-2900г, длина тела при рождении-53 см.

Задача 9

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 9 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-2800г, длина тела при рождении-54 см.

Задача 10

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 10 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на смешанном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3600г, длина тела при рождении-55 см.

Задача 11

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 11 месяцев для прове¬дения профилактического осмотра. Ребенок на искусственном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное, изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-3500г, длина тела при рождении-54 см.

Задача 12

В поликлинику на приём пришла мама с ребёнком 12 месяцев для прове¬дения профилактической прививки. Ребенок на искусственном вскармливании. При осмотре: состояние удовлетворительное,изменений со стороны внут¬ренних органов нет.

Рассчитайте долженствующие массу и рост ребёнка в данном возрасте. Масса при рождении-4600г, длина тела при рождении-56 см.

Блок контроля знаний

Задание «Установи соответствие»

Задание 1

«Установи соответствие признаков доношенного и недоношенного плода»

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

Время, отведенное на выполнение задания – 5 минут.

Установи соответствие признаков доношенного и недоношенного плода

Ход действий

  1. Вопросы проецируются на экран
  2. Студенты отвечают с места
  3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам
  4. Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся)

Фронтальный опрос (задание 2,3)

Задание 2

«Дать ответы на следующие вопросы»

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты

Форма работы: фронтальный опрос

  1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel?
  2. Что собой представляет имя ячейки?
  3. Что может храниться в ячейке Excel?
  4. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул?
  5. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?

Задание 3

Определите, основываясь на вид адресации, как измениться формула при копировании ее в соседние ячейки

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

Время, отведенное на выполнение задания – 3 минуты

Форма работы: фронтальный опрос при работе с презентацией на интерактивной доске.

См. приложение: Презентация «Виды адресации при копировании формул»

Заполнение таблицы «Изменение длины тела ребенка на первом году жизни»

С целью осмысления и систематизации полученных знаний и умений необходимо заполнить таблицу Изменение длины тела ребенка на первом году жизни.

Данное задание способствует овладению общими компетенциями:

Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.

1. Откройте на рабочем столе документ «Функция «Если» и выполните 2 задания

Физическое развитие детей первого года жизни

2. По результатам всей работы заполните таблицу

Физическое развитие детей первого года жизни таблица

Блок эталонов ответов

На задание «Установи соответствие»

Признаки доношенного плода

Признаки недоношенного плода

Критерии оценки

На контрольное задание «Заполнить таблицу»

I кварталII кварталIII кварталIV квартал
1, 2, 3 месяцы4, 5, 6 месяцы7, 8, 9 месяцы10, 11, 12 месяцы
3см + 3см + 3см2,5см + 2,5см + 2,5см1,5см + 1,5см + 1,5см1см + 1см + 1см
9см7,5см4,5см3см

Критерии оценки

Эталоны ответов на задание 2

  1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
  2. Что собой представляет имя ячейки? (Имя – это адрес ячейки, который состоит из заголовка столбца и пересечения с ним строки)
  3. Что может храниться в ячейке Excel? (В Excel может храниться текст, число либо формула)
  4. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
  5. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1 - Mд = 5800; длина = 62 см

Задача 2 - Mд = 7800; длина = 69 см

Задача 3 - Mд = 9100; длина = 71,5 см

Задача 4 - Mд = 5300; длина = 58 см

Задача 5 - Mд = 5000; длина = 57 см

Задача 6 - Mд = 9100; длина = 71,5 см

Задача 7 - Mд = 8300; длина = 70 см

Задача 8 - Mд = 8500; длина = 72,5 см

Задача 9 - Mд = 8800; длина = 75 см

Задача 10 - Mд = 10000; длина = 77,5 см

Задача 11 - Mд = 10300; длина = 77 см

Задача 12 - Mд = 11800; длина = 81 см

Итоговая таблица по результатам всей работы

Итоговая таблица по результатам всей работы

Оценочный лист

Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

Итоговая отметка выставляется на основании трех критериев:

  1. Правильность и полнота ответа на вопросы
  2. Решение ситуационной задачи
  3. Правильность решения заданий

Активность на занятии оценивается дополнительно

Ф.И. студента«Установи соответствие»Ситуационная задачаТаблицаИтог
1
2

Итоговая отметка - выставляется средняя отметка

Рефлексия

В начале занятия студентам раздаются бумажные цветы: красные, голубые и желтые. На столе стоит ваза. В конце занятия я говорю: «Если вам понравилось занятие, вы закрепили свои знания и узнали что-то новое, то поставьте в вазу красный цветок; если занятие было просто интересно, но остались некоторые вопросы – поставьте в вазу желтый цветок; если не понравилось, пользы от занятия получил мало – поставьте в вазу голубой цветок».

В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Список литературы

  1. С.Р. Волков, М.М. Волкова, Здоровый человек и его окружение, Руководство к практическим занятиям, Москва 2011г.
  2. С.Р. Волков, М.М. Волкова, Здоровый человек и его окружение, Учебник, Москва 2012г.
  3. В.Я. Гельман - Медицинская информатика. Практикум. Серия: Национальная медицинская библиотека – СПб: Питер, 2008г.
  4. В.П. Омельченко, А.А. Демидова - Практикум по медицинской информатике – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  5. С.В. Симонович - Информатика. Базовый курс (2-е издание) – СПб: Питер, 2006 г.
Подняться наверх